Предлагаем вашему вниманию выдержки из предисловия к книге Ву-Шу (Kung-Fu), одним из составителей которой был Альфат Махмудович Макашев – один из родоначальников восточных единоборств России, человек, с начала 1960-х годов, развивавший и пропагандирующий боевые искусства.
"Наше время характерно тем, что в неуемной жажде познавать все больше и больше, человек все чаще вынужден обращаться к опыту давно забытого прошлого.
В своем классическом "Трактате о внутреннем" древний китайский император Хуан Ди (Желтый Император) пишет, что "предки наши были людьми экстраординарными - они жили столетиями, никогда не болели, могли перемещаться в пространстве средствами, которых у нас уже нет, видели и слышали то, что мы уже никогда не увидим и не услышим".
- Не потеряло ли человечество чего-то?, - уже тогда спрашивал он. А ведь по свидетельствам Желтый Император жил как минимум в XXV в. до н. э. И уже тогда сетовал что люди ушли от Пути (Дао) Природы и потому во многом утеряли прежние способности. Телепатия, ясновидение, телекинез, левитация и прочее были естественными для человека древности. А сейчас считаются сверхобычными. Как он полагал, эти способности утеряны, потому что человек ушел от жизни естественной, природной, где был в гармоничном равновесии с собой. Это выражается символикой уравновешивания разнополярных сил природы.
Утерянные природные способности человеку приходилось заменять техническими приспособлениями, приборами, механизмами и т.д. Бинокли дополнили зрение, радиопередатчики заменили телепатию, манипуляторы "удлинили" руки и т.д. В результате человеческая цивилизация стала развиваться по технократическому пути, уже сейчас приводящим к гибельным явлениям: озонные дыры, парниковый эффект, Чернобыль, нехватка чистой питьевой воды. Понимая это Желтый Император называл все эти негативные явления дегенеративными болезнями цивилизации.
По древним буддийским книгам в начале будущего столетия людей ожидают большие кризисы и катастрофы. Пережить их имеют большие шансы пять категорий людей, идущих по тому или иному пути внутреннего очищения и самосовершенствования.
Один из путей – это путь Любви. Любви ко всему живому. Еще Будда говорил, что если на зло отвечать злом, зло никогда не прекратиться. Только в любви друг к другу люди спасуться от всеобщей беды.
Другой путь спасения – это путь Воина. То что японцы называют Бу - воинский, До - путь. Изучающий, например, школу Змеи, постигший совершенство движений этого удивительного животного, вряд ли станет убивать переползшую ему дорогу змею. А занимающийся в школе Кошки, учится у нее грации, ловкости и мягкости. Вряд ли он позволит себе живодерство по отношению к этому прекрасному животному.
Знакомясь с теорией пяти первоэлементов, ученик станет внимательней присматриваться к чередованию ритмов природы, своего организма, движения Планет и Светил. Задумается над тем, как привести свой организм в гармонию с собой и природой. Потянется к жизни естественной, природной. И если дерево для него является символом одной из пяти великих стихий Природы, вряд ли он одобрит бесцельное его сжигание.
После глубоких раздумий современный человек приходит к вопросу, так ли уж хорош этот созданный им мир технических чудес, не чувствовал ли его предок себя лучше "в своей шкуре" и не владел ли он некоторыми секретами, позволявшими ему жить ближе к Природе, из которой он черпал удивительные возможности, источник уравновешенности и силу воздействия на окружающий мир?
Отчасти на этот вопрос отвечает интересный эксперимент, проведенный Германом Васильевичем Поповым. Он решил начать со старшими учениками цикл занятий по дыхательному психофизическому тренингу. И чтобы избежать возможных побочных эффектов, каждый ученик вел запись самоконтроля. Через два месяца у многих заметно увеличились выносливость, быстрота, у некоторых появилась способность предвидения. Но что было одинаково у всех, так это запись в графе "мироощущение": "Стал видеть вокруг себя прекрасное". А если мир для тебя стал лучше, значит и ты будешь лучше в этом мире и для себя и для других.
Не так ли древние мастера, заметив внутри себя подобные изменения, со временем выдвинули на первое место не прикладную сторону школы, а именно эту. Именно приближение к идеалу жить в равновесии с собой и окружающим тебя миром стало для них главным.
И как созвучно миротворческим инициативам современности учение и деятельность основателя айкидо учителя Уэсибы, который пришел к выводу, что истинная школа борьбы должна стремиться к прекращению всякой борьбы, всякой конфронтации. Его интеллектуальный метод борьбы (Айкидо - "Путь Гармонии и Мира") учит этому.
Сам император Японии ему, единственному из мастеров воинских искусств, вручил высшую награду Японии - Золотой Орден за большой вклад в дело морального усовершенствования японской нации.
Некоторые, приходя заниматься восточными единоборствами, мечтают об абсолютной эффективности при отражении нападения. Это оправдано лишь частично, так как сегодня есть масса страшнейшего оружия, по сравнению с которым средневековое оружие не более, чем детские игрушки. Но ведь дело не только в этом.
Казалось бы, современная концепция военных действий при нынешней гораздо большей технической вооруженности отводит еще меньшую роль личной физической подготовке. Однако это не так. В связи с возросшей для современного оружия уязвимостью больших скоплений людского состава боевые действия будут, вероятнее всего, вестись меньшими группами. Значит, возрастает вероятность столкновения большего количества меньших по численности группировок. И здесь большую роль будут играть индивидуальная физическая и рукопашная подготовка.
И речь здесь не только и не столько о непосредственной рукопашной подготовке, сколько о большей психологической устойчивости в экстремальных, критических ситуациях у тех, кто прошел школу восточного единоборства".